Резюме. У пациентов группы высокого риска
Холестерин липопротеидов низкой плотности (ХС ЛПНП) является хорошо зарекомендовавшим себя и поддающимся изменению фактором риска сердечно-сосудистых заболеваний.Моноклональные антитела, которые ингибируют пропротеиновую конвертазу субтилизин-кексинового типа 9 (proprotein convertase subtilisin/kexin type 9 — PCSK9), появились в качестве нового класса лекарственных средств, которые эффективно снижают уровни ХС ЛПНП.
Представитель этого класса, эволокумаб (evolocumab), является полностью человеческим моноклональным антителом (IgG2), ингибирующим PCSK9, и приводит к снижению сывороточной концентрации ХС ЛПНП.
В феврале 2017г.«The New England Journal of Medicine» анонсировано успешное окончание исследования FOURIER. .Это двойное слепое плацебо-контролируемое международное исследование III фазы, направленное на изучение влияния терапии эволокумабом на сердечно-сосудистые риски при сочетанном лечении статинами у пациентов с клинически выраженным атеросклерозом.
В исследовании приняли участие 27 564 пациента в возрасте 40–85 лет с атеросклерозом и исходным уровнем ХС ЛПНП не менее 70 мг/дл (1,8 ммоль/л), которые получали терапию стати.Средний возраст пациентов составил 63 года, 24,6% участников— женщины, 81,1% имели в истории болезни инфаркт миокарда, 19,4%— геморрагический инсульт и 13,2% были подвержены заболеваниям периферических артерий. В ходе исследования пациенты были рандомизированы касательно приема эволокумаба в виде подкожных инъекций (140 мг каждые 2 недели или 420 мг в мес) или плацебо.Первичной конечной точкой эффективности являлась комбинация смерти от сердечно-сосудистых заболеваний, инфаркта миокарда, инсульта, госпитализации по причине нестабильной стенокардии или для проведения коронарной реваскуляризации. Ключевой конечной точкой вторичной эффективности была комбинация смерти от сердечно-сосудистых заболеваний, инфаркта миокарда или инсульта.Медиана продолжительности наблюдений составила 2,2 года.По результатам исследования определено снижение ХС ЛПНП на 59% при приеме эволокумаба относительно плацебо. Также у 87% пациентов из группы лечения отмечено снижение ХС ЛПНП до уровня <70 мг/дл (1,8 ммоль/л), а у 42% пациентов этот показатель составил <25 мг/дл (0,65 ммоль/л).Также констатировано, что прием эволокумаба значительно снижал риск наступления первичной конечной точки смерти от сердечно-сосудистых заболеваний, развития инфаркта миокарда, инсульта.Уменьшалось количество госпитализаций по причине нестабильной стенокардии или для проведения коронарной реваскуляризации и, соответственно, снижался риск вторичной конечной точки смерти от сердечно-сосудистых заболеваний, инфаркта миокарда и инсульта.Первичная конечная точка зафиксирована у 1344 (9,8%) пациентов в группе эволокумаба и у 1563 (11,3%) - в группе плацебо, вторичный конечный результат был у 816 (5,9%) участников. 7,4%) - в группе плацебо. В ходе исследований снижение риска в отношении первичной конечной точки достигло показателя в 19%, а в вторичной— 25% за первый год изучения.
Относительно индивидуальных показателей пациентов отмечено, что сочетанная терапия эволокумабом и статинами способствует снижению риска развития инфаркта миокарда, инсульта и проведения коронарной реваскуляризации на 21–27%, но не оказывает влияния на стеноз. и смертности по любым другим причинам.Единственным неблагоприятным фактором, по результатам исследования, стали побочные явления в месте введения эволокумаба, но, несмотря на это, частота прекращения режима исследований с препаратом не была выше, чем с платебо. Данные масштабные наблюдения свидетельствуют о том, что сочетанная терапия эволокумабом и статинами обусловливает существенное снижение уровня ХС ЛПНП и дополнительные улучшения у пациентов с атеросклерозом. Эта работа дает основания полагать, что эволокумаб может занять достойное место в терапии пациентов высокого риска, требующих нормализации уровня ХС ЛПНП.- Sabatine M.S., Giugliano R.P., Keech A., Honarpour M.D. (2017) Evolocumab и клинические вина в patients with cardiovascular disease. The New Eng. J. Med. (NEJM), 24 марта (http://www.nejm.org/doi/full/10.1056/NEJMoa1615664#t=article).
Олеся Дидковская