Резюме. Украинцы даже не догадываются, какие опасные вещества употребляют вместе с привычной пищей
Питание человека может быть как фактором, способствующим укреплению здоровья, так и этиологическим фактором, вызывающим ряд заболеваний. По оценкам Всемирной организации здравоохранения 30% населения промышленно развитых стран ежегодно страдают болезнями пищевого происхождения.Поэтому на сегодняшний день безопасность пищевых продуктов составляет важную проблему здравоохранения и ее значение продолжает расти.
Однако в то время, как продолжается перераспределение полномочий между органами исполнительной власти (Министерством здравоохранения и Министерством аграрной политики и продовольствия) в сфере осуществления государственного надзора за безопасностью и качеством пищевых продуктов, Научно-исследовательский центр независимых потребительских экспертиз «Тест» (далее — Центр экспертиз) констатирует в отечественной пищевой отрасли наличие многочисленных нарушений и несогласованностей.
Да, по сообщению руководителя экспертно-аналитического отдела Центра экспертиз Нины Кильдий, в результате того, что в Украине действуют устаревшие нормы и требования к составу и качеству продукции («Медико-биологические требования и санитарные нормы качества продовольственного сырья и пищевых продуктов» приняты еще в 1989 г. и с тех пор почти не обновлялись), украинские эксперты не могут определить множество потенциально опасных веществ, имеющихся в продуктах питания, а производители, не нарушая закона, вредят здоровью потребителей.
Эта проблема касается, в частности, фталатов — пластификаторов, которые очень широко используются и в пищевой, и парфюмерной промышленности. В настоящее время в мире ведется активная дискуссия по поводу опасного влияния этих веществ на организм ребенка и их непосредственного участия в возникновении детского ожирения и бесплодия. у ребят. В Украине содержание фталатов в продуктах питания не нормируется и не контролируется.
Существует также очень большая проблема с использованием пестицидов и антибиотиков. Рынок пестицидов и ветеринарных препаратов (в основном антибиотиков) развивается очень бурно, но в вышеприведенном документе этих веществ занормированы единицы, к тому же они устарели и на сегодняшний день не используются. И это снова проблема обновления стандартов.
Нерешенным остается вопрос диоксинов— токсических веществ, которые, вероятно, имеются в продуктах питания, особенно рыбных, но в Украине нереально проверить это.
По выводам международных экспертов, основные продукты питания населения большинства стран мира имеют такую долю в общем потреблении акриламида (вещества, которое образуется при обжарении продуктов при очень высоких температурах, и обладает нейротоксическим и канцерогенным действием): картофель фри — 16–30 %, чипсы - 6-46%, кофе - 13-39%, кондитерские изделия и бисквиты - 10-20%, хлеб (в том числе жареный на тостерах) - 10-30%. В Украине акриламид нормируется только в воде, которая подвергается специальной очистке, но методика его определения в воде не подходит для проверки продуктов питания.
Формальдегид как консервант на сегодняшний день запрещен, но используется уротропин — консервант, который применяют в рыбной промышленности (для длительного хранения сельди, красной икры). Механизм действия уротропина основывается на высвобождении формальдегида, коагулирует белки, в том числе бактериальные. При этом формальдегид, как известно, поражает нервную, дыхательную, выделительную системы человека, провоцирует развитие аллергических и онкологических процессов. На сегодняшний день Украина — единственная страна, где разрешено применение этого потенциально опасного вещества.
До недавнего времени такой канцероген, как бензопирен также не нормировался и не определялся при изготовлении масла. Но когда отечественное подсолнечное масло вернули из Европейского Союза в связи с его несоответствием требованиям западных стран по содержанию этого вещества, только тогда его занормировали в Украине, а производители с помощью технологий доочистки стали получать чистый продукт.
Такая же ситуация с пищевыми продуктами, содержащими генмодифицированные организмы (ГМО). Пока ГМО не нормировались, не была предусмотрена маркировка пищевых продуктов по этому критерию — никто не определял этого показателя. Только после введения государственных требований по контролю ГМО в продовольственной продукции появились лаборатории, в которых можно проверить его содержание.
К сожалению, на сегодняшний день остается много вопросов как по безопасности, так и качеству ежедневно потребляемой продукции.
«Есть очень интересное направление, которое бурно развивается в мире, — рассказывает Н. Кильдий, — определение состава продукта на основе анализа ДНК. Например, есть колбаса и по этому анализу можно четко сказать, что использовалось для ее изготовления: мясо птицы, свинина или говядина. Или продают филе подкопченной рыбы, и четко определяется ли это семга, форель или другая подкрашенная рыба. В Украине эти методы только начинают внедряться».
По словам руководителя лаборатории, на сегодняшний день эксперты столкнулись со сложностями по идентификации состава колбас. Производители используют такие ингредиенты, которые невозможно обнаружить. Например, используется гидролизат свиной кожуры - белок, который после специальной обработки нормально усваивается организмом. Но им заменяют мясо.
Крохмал, желатин, производные целлюлозы и т.п., которые не являются вредными, широко используются в многих молочных продуктах. Если производитель указывает на этикетке состав продукта, который не соответствует истинному (т.е. к составу добавлен, например опасный загуститель), это, безусловно, является нарушением.
Ароматизаторы в большинстве своем являются разрешенными веществами. Их используют в многих пищевых продуктах, но есть продукция, например соки, вина, коньяки, куда их добавлять нельзя (добавляют ли их на самом деле?)
Продукция, произведенная за границей— неисключение. «Что касается импортированной продукции, были большие проблемы с пищевыми продуктами, которые завозят из Китая», — констатирует Н. Кильдий. «Например, с консервированными грибами. На упаковке написано, что это опята, а это чешуйчатка — съедобный гриб, но совсем другой. Пишут ли, что это грузди, а там и вешенки, и шиитаке. Но самая большая проблема с диетическими добавками, правда, не только китайскими, но и отечественными. Например, диетические добавки для глаз с черникой. Мы проводили тестирование целого ряда этих добавок и только у 2 была черника. А в других содержалась и свекла, и виноград, и рябина, и синтетические красители. Возможно, человек и не отравится, но он потратит деньги и не получит результата. А с диетическими добавками для похудения вообще ужасная ситуация. В этой продукции мы находили запрещенные вещества, в частности сибутрамин. 2 года назад это вещество отнесено к списку наркотических и психотропных и запрещено во всем мире, в том числе в Украине. Мы проверяли 10 наименований продукции для похудения и в 5 диетических добавках из Китая содержался сибутрамин. На этикетке ни слова не было, а он там был и очень больших дозах. Как люди вообще выживают после такого курса похудения — загадка!»
Пресс-служба «Украинского медицинского журнала»
по материалам www.unn.com.ua, www.agro-business.com.ua, www.mozdocs.kiev.ua