Резюме. В рамках профилактики и лечения пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями
Прием витаминов и минералов среди населения
Лечение и профилактика дефицита микроэлементов при помощи приема витаминов и минералов являются одними из самых поразительных достижений в истории нутрициологии за последние два с половиной столетия.Тем не менее интерес к микронутриентам в последнее время сдвинулся от профилактики классических дефицитных состояний к предотвращению возможных субклинических дефицитов и продвижению общего здоровья и долголетия с использованием дополнительных витаминов и минералов.
По данным 37 958 взрослых лиц из Национального обследования состояния здоровья и питания (National Health and Nutrition Examination Survey) с 1999 г. по 2012 г. установлено, что применение добавок оказалось наиболее высоким в 2012 г. Мультивитамины принимали 31% населения, витамин D — 19%, кальций— 14%, а витамин С — 12%.В Европе за этот период в рамках Европейского проспективного клинического исследования рака и питания (European Prospective Investigation in Cancer and Nutrition — EPIC) с участием 36 034¦испытуемых мужского и Женского пола показан широкий спектр применения добавок. высоким на севере (например Дания — 51% мужчин, 65,8% женщин) и самым низким— на юге (например Греция— 2,0% мужчин, 6,7% женщин), причем с более выраженным применением добавок среди женщин. /p>Необходимы ли добавки?
Несмотря на широкое применение общественностью большого количества добавок, нет общего согласия относительно того, следует ли принимать витамины и минералы или их комбинации в качестве добавок для профилактики или менеджмента . Только Канадское онкологическое общество (Canadian Cancer Society) рекомендует принимать добавку в виде 1000 МЕ витамина D (осенью и зимой). То, что обычно рекомендуется на международном уровне, это здоровый образ жизни. Недавний научный отчет Консультативного комитета по диетическим рекомендациям США (US Dietary Guidelines Advisory Committee), в том числе касающийся снижения риска развития сердечно-сосудистых заболеваний. режима питания: 1) здоровая американская диета с низким содержанием насыщенных жиров, транс-жиров и красного мяса, но с высоким содержанием фруктов и овощей; 2) средиземноморская диета; 3) вегетарианская диета.
Эти диеты и сопровождающие их рекомендации продолжают пропаганду диетических паттернов на основе растений, которые относительно богаты витаминами и минералами и целым удовлетворяют требованиям, но все еще ниже допустимого максимального порога потребления, выше которого могут наблюдаться неблагоприятные последствия. Таким образом, для широкой общественности основное внимание уделялось удовлетворению потребностей с помощью диеты, а недобавок.Цели, методы и дизайн исследования
Исходя из этого ученые Канады, Соединенных Штатов Америки и Франции провели систематический обзор и метаанализ ранее проведенных систематических обзоров и метаанализов, а также отдельных единичных рандомизированных клинических исследований с целью анализа доказательств применения добавок. Результаты этой работы опубликованы 5 июня 2018 г. в «Journal of the American College of Cardiology» («Журнал Американского колледжа кардиологии»).Ученые провели поиск опубликованных исследований в Кокрановской библиотеке (Cochrane Library), MEDLINE и PubMed, при этом использовали поисковые термины: диетическая добавка или дополнение и сердечно-сосудистые заболевания, target="_blank" rel=>инфаркт миокарда, инсульт, сердечно-сосудистая смерть, смертность, смертность от всех причин, смерть, смерть от рака, смертность от рака. Конкретные поиски проводили для отдельных витаминных и минеральных добавок в отчете USPSTF (U.S. Preventive Services Task Force— Целевая группа по профилактическим услугам в США) за 2013 г. в отношении исходов сердечно-сосудистых заболеваний и. Поиск был ограничен метаанализами, рандомизированными контролируемыми исследованиями и обсервационными исследованиями.
Анализируемые витамины и минералы
Ученые оценили добавки, о которых ранее сообщала USPSTF: витамины A, B1, B2, B3 (ниацин), B6, B9 (фолиевая кислота), C, D и E, а также бета-каротин, кальций, железо, цинк, магний и селен. Термин «мультивитамин» используется для обозначения добавок, которые включают большинство витаминов и минералов, а не несколько отдельных. Кроме того, авторы исследования включили витамины группы В (комбинация ≥2 следующих: B6, B9 (фолиевая кислота) и B12) и антиоксидантных смесей (комбинация ≥2 из следующих: витамины A, C, E, бета-каротин, селен, цинк) в качестве составляющих, поскольку для обоих типов добавок выявлено 10 рандомизированных контролируемых исследований с данными о смертности от всех причин.>
Результаты
Поиск метаанализов и отдельных рандомизированных исследований предоставил 179 подходящих индивидуальных исследований, 15 из которых были новыми, результаты их опубликованы после анализа, проведенного USPSTF. Выявлено, что из четырех наиболее часто используемых добавок (поливитамины, витамин D, кальций и витамин С) ни одна из них не оказывала существенного влияния на сердечно-сосудистые исходы. Кроме того, ни одна из них не влияла на смертность от всех причин. Данные 43 рандомизированных контролируемых исследований относительно витамина D, наиболее изученного вещества, продемонстрировали отсутствие вреда или пользы (2908 летальных исходов среди 18 719 испытанных группы вмешательства и 2996 смертей среди 18 Нутриенты со значительными эффектами включали фолиевую кислоту и витамины группы В для снижения частоты развития инсульта, а также ниацин и антиоксиданты, которые повышали (!) смертность от всех причин.Ученые акцентируют внимание, что ниацин (никотиновая кислота), или витамин В3, принимаемый в фармакологических дозах (1–3 г/сут) в трех рандомизированных контролируемых исследованиях, в которых испытуемые параллельно применяли статины как в контрольной, так и в группе вмешательства (все с пролонгированным высвобождением ниацина), ассоциирован с повышением смертности от всех причин на 10%.
Антиоксидантные смеси не воздействовали на исходы сердечно-сосудистых заболеваний, однако приводили к повышению смертности от всех причин в метаанализе Витамины А, В6 и Е; бета-каротин; цинк; железо; магний; селен и поливитамины оказались не связанными с существенным влиянием на исходы сердечно-сосудистых заболеваний и смертность от всех причин.
В общем данные о популярных добавках (поливитамины, витамин D, кальций и витамин С) не продемонстрировали постоянной пользы в отношении профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, или инсульта, а также смертности от всех причин, чтобы поддержать их длительное применение. В то же время только фолиевая кислота и витамины группы с фолиевой кислотой, витамины 6 и12 ассоциированы со снижением частоты развития инсульта, тогда как ниацин и антиоксиданты связаны с риском смертности от всех причин. Отметим, что в некоторых случаях эффективность фолиевой кислоты в отношении снижения частоты развития инсульта составляла до 20%. Важно обратить внимание, что в современную эпоху статинов следует ограничить сочетанный прием ниацина (витамин В3).
Резюмируя выводы
Ученые идентифицировали отдельные рандомизированные контролируемые исследования из предыдущих метаанализов и дополнительных поисков, а затем выполнили метаанализ относительно исходов сердечно-сосудистых заболеваний . Авторы оценили публикации начиная с 2012 г., в том числе и обзоры Целевой группы по профилактическим услугам в США (U.S. Preventive Service Task Force). В результате систематические обзоры и метаанализы показали в целом умеренные или низкокачественные данные в отношении отдельных профилактических преимуществ (фолиевая кислота для общего инсульта, витамина, каротин, кальций и селен) или повышенный риск в отношении смертности от всех причин при применении антиоксидантных смесей и ниацина (со статином). Убедительные доказательства в пользу применения любых добавок во всех диетических условиях (включая дефицит и изобилие) не продемонстрированы, поэтому любые возможные преимущества должны быть сбалансированы с потенциальными рисками.
- Jenkins D.J.A., Spence J.D., Giovannucci E.L. et al. (2018) Supplemental Vitamins and Minerals для CVD Prevention and Treatment. J. Am. Колл. Cardiol., 71(22): 2570–2584.
Олег Мартышин