УДК 616.151.5
DOI: 10.32471/umj.1680-3051.141.197891
Согласно статистическим данным за 2017 год, на диспансерном учете в Украине состояли 2 тыс. пациентов с гемофилией и болезнью Виллебранда, из которых 27% — дети. Тяжелая форма гемофилии составляет 60–70% всех случаев заболевания [1].Большинство больных гемофилией — мужчины, однако известны единичные случаи гемофилии у женщин при наследовании гена одновременно от отца, больного гемофилией, и матери — носителя гена[2].
Клиническая картина гемофилии характеризуется наличием спонтанных, длительных кровотечений, кровотечений в мышцах и суставах и развитием гемофилической артропатии.При этом даже одно кровотечение может быть связано с риском для пациента. Данные литературы свидетельствуют, что при однократном внутричерепном кровоизлиянии риск летального исхода составляет 20% [3].Кровоизлияния в суставы возникают значительно чаще по сравнению с внутричерепными кровоизлияниями и запускают каскад биологических реакций, которые в дальнейшем могут привести к развитию прогрессирующей деструкции сустава и в результате — к деформирующей артропатии. Показано, что даже незначительное кровотечение в сустав может вызвать необратимые прогрессирующие структурные изменения в нем [4].Согласно результатам другого исследования, количество суставных кровотечений напрямую связано с повреждением суставов. Так, на примере 15 пациентов с гемофилией продемонстрировано, что 4 гемартрозов за год ассоциированы с развитием артропатии, что в дальнейшем приведет к инвалидизации пациента [5, 6].При этом качество жизни у пациентов с гемофилией, не имеющих никакого кровотечения в течение года, практически соответствует качеству жизни здоровых людей.
Вопрос эффективного лечения пациентов с гемофилией стоит очень остро. Сегодня основным методом лечения гемофилии является применение заместительной терапии концентратами факторов свертывания FVIII при гемофилии А и FIX - гемофилии В.
При менеджменте пациентов с гемофилией перед врачом стоит задача остановить кровотечение и предотвратить его рецидивы.Адекватная гемостатическая терапия — основной метод лечения и профилактики геморрагических осложнений у больных гемофилией, современная стратегия которой представлена:
- заместительной факторной гемостатической терапией;
- применением препаратов с шунтирующим механизмом действия;
- нефакторную терапию (табл. 1).
Таблица 1.Факторная и нефакторная терапия гемофилии
Терапия гемофилии | |
---|---|
Факторная | Нефакторный |
|
Эмицизумаб |
Концентраты, содержащие>2 факторов свертывания | Анти-TFPI |
|
Терапия, направленная на антитромбин:
|
Генная терапия:
|
Современная тактика лечения гемофилии представлена несколькими подходами, включающими лечение «по требованию» (экстренное лечение), лечение в домашних условиях и профилактическое лечение. Каждый из подходов имеет свои особенности. Так, лечение «по требованию» характеризуется тем, что препараты вводят в условиях медицинского учреждения по факту развития кровотечения.Лечение в домашних условиях применяется при нетяжких геморрагических кризах и составляет введение фактора вне медицинского учреждения без наблюдения медицинского персонала (лечение проводят члены семьи больного после обучения правилам введения препаратов). Профилактическое лечение характеризуется тем, что препараты вводят «заранее», с целью предотвращения развития кровотечений.Согласно имеющимся данным, профилактическая терапия является основным направлением терапии у пациентов в возрасте <17 лет, тогда как среди взрослого населения преобладает терапия «по требованию», хотя мы должны стремиться к проведению профилактической терапии всем больным гемофилией независимо от возраста.
До 1960-х годов при лечении пациентов с гемофилией применяли цельную кровь или замороженную плазму крови.После разработки метода криопреципитации в 1966 г. зарегистрирован первый препарат FVIII, который получали из плазмы крови доноров, а затем лиофилизированный концентрат FVIII, что существенно упростило лечение пациентов с гемофилией А.После внедрения диагностических тестов на вирусы гепатита С и иммунодефицита человека начали применять вирусинактивированный концентрат FVIII, а клонирование гена FVIII инициировало появление первого рекомбинантного FVIII.Сегодня для профилактики и купирования кровотечений при гемофилии имеется большой выбор препаратов: плазменные, рекомбинантные, концентраты FVIII, rFVIIa и концентраты с длительным периодом полувыведения. В последние годы активно изучают возможности применения моноклональных антител и генных препаратов в лечении больных гемофилией.
История внедрения профилактической терапии к клинической практике лечения пациентов с тяжелой формой гемофилии начинает свой отсчет с 1976 года, когда в Швеции впервые был применен этот подход.Профилактическая терапия основывается на наблюдении, что больные со среднетяжелой формой гемофилии с уровнем фактора свертывания крови 1 МЕ/дл редко испытывают спонтанные кровотечения и имеют более высокие шансы на сохранение функции сустава по сравнению с пациентами с тяжелой формой.Соответственно учеными выдвинута гипотеза, что контроль уровня фактора крови в пределах 1% может быть эффективной стратегией лечения гемофилии. Эта концепция подтверждена рядом клинических исследований и с 1990 г. внедрена, как терапия первой линии детей с тяжелой формой гемофилии, а с начала 2000-х годов профилактическую терапию начали внедрять и для лечения взрослых пациентов [7, 8].Сегодня профилактическая терапия является общепризнанным стандартом лечения детей с тяжелой формой гемофилии[9].
Профилактическая терапия позволяет минимизировать инвалидизацию пациентов с гемофилией или вовсе избежать ее и позволяет пациентам жить полноценной жизнью. Современные рекомендации регламентируют начинать профилактическое лечение после первого гемартроза в раннем детском возрасте.При тяжелом течении заболевания рекомендуют продолжать лечение как можно дольше, независимо от возраста пациента [10]. Сегодня профилактическая заместительная терапия концентратами факторов свертывания крови - необходимое условие сохранения физического и психологического здоровья пациентов с тяжелой и среднетяжелой формой гемофилии.Существует четыре вида профилактической терапии: первичная, вторичная, третичная и периодическая (табл. 2) [11]. Первичная профилактика характеризуется регулярным введением концентратов с целью профилактики кровотечений. Вторичная профилактика назначается пациентам с признаками поражения суставов и направлена на снижение прогрессирования гемофилической артропатии.Результаты проспективного открытого рандомизированного исследования SPINART продемонстрировали, что у пациентов с тяжелой формой гемофилии А на фоне рекомбинантной терапии FVIII (rFVIII) наблюдали уменьшение годового количества гемартрозов на 93% по сравнению с лечением по необходимости (рис.9).
Таблица 2.Виды профилактической терапии гемофилии
Профилактическая терапия гемофилии | ||
---|---|---|
Вид | Определение | Цель |
Первоначальная | Регулярное проведение заместительной терапии. Начинается при отсутствии признаков повреждения суставов, до 2-летнего возраста и хотя бы до 2-го эпизода кровотечения | Предотвращение развития артропатий или кровотечений, угрожающих жизни |
Вторичная |
Регулярное проведение заместительной терапии. Начинается после начального повреждения сустава или серьезного кровотечения. Любая профилактика, начавшаяся после множественных кровотечений, должна рассматриваться как вторичная |
Снижение частоты кровотечений, поражение суставов-мишеней, прогрессирование артропатий и развитие кровотечений, угрожающих жизни |
Треточная | Приостановление клинических симптомов артропатии и предотвращение развития других осложнений | |
Профилактика с перерывами (периодическая профилактика) | Введение концентратов факторов <45 недель в год | Снижение частоты кровотечений |
Рисунок.Снижение частоты гемартрозов на фоне вторичной профилактики
Профилактическая терапия существенно улучшает долгосрочный клинический прогноз по сравнению с лечением «по требованию».Так, данные литературы свидетельствуют, что профилактическая терапия значительно снижает частоту кровотечений и возникновение артропатий, может снизить потребность в госпитализации и ортопедических хирургических вмешательствах, улучшить качество жизни пациентов [12].Таким образом, Всемирная организация здравоохранения, Всемирная федерация гемофилии (World Federation of Hemophilia — WFH) и национальные организации многих стран одобрили назначение ранней профилактической терапии как стандарт лечения детей с тяжелой формой гемофилии и рекомендуют продолжение профилактической терапии у взрослого .
Сегодня в системе здравоохранения все более актуальными становятся вопросы персонификации терапии и лечения гемофилии не является исключением. Так, международные общества отмечают важность индивидуализированного подхода к профилактическому лечению пациентов с гемофилией.Этот подход основан на таких критериях/принципах менеджмента, как индивидуальный фармакокинетический профиль, масса тела, фенотип кровотечения, уровень физической активности, поражение суставов и приверженность лечению.Персонифицированный подход к терапии способствует повышению приверженности пациента к лечению, позволит контролировать фармакокинетические параметры, а также проводить обоснованную коррекцию терапии. Таким образом, профилактическая терапия не только значительно снижает частоту кровотечений и предотвращает наступление артропатий по сравнению с лечением «по требованию», но и повышает качество жизни и улучшает социализацию пациентов.
Список использованной литературы/References:
- 1. IFAK (2018) Hemophilia. Situational analysis of problems in Ukraine.
- 2. Srivastava A., Brewer A.K., Mauser-Bunschoten E.P. et al.(2013) Руководства для управления hemophilia (WFH). Haemophilia, 19: e1-e47. DOI: 10.1111/j.1365-2516.2012.02909.x
- 3. Witmer C., Presley R., Kulkarni R. et al. (2011) Associations между intracranial haemorrhage and prescripted prophylaxis в большой cohort haemophilia patients в США. Br. J. Haematol., 152(2): 211-216. doi: 10.1111/j.1365-2141.2010.08469.x
- 4. Gringeri A., Ewenstein B., Reininger A. (2014) burden of bleeding in haemophilia: is one bleed too many? Haemophilia, 20(4): 459-463. doi: 10.1111/hae.12375
- 5. Carcao M., Srivastava A. (2016) Factor VIII/factor IX prophylaxis for severe hemophilia. Semin. Hematol., 53(1): 3-9. doi: 10.1053/j.seminhematol.2015.10.006
- 6. Funk M.B., Schmidt H., Becker S. et al.(2002) Модифицированный magnetic resonance имеящий показатель compared with ortopaedic and radiological scores для avaluation of haemophilic arthropathy. Haemophilia, 8(2): 98-103. DOI: 10.1046/j.1365-2516.2002.00585.x.
- 7. Нилсон И.М., Хеднер У., А. А. А. (1976) Haemophilia prophylaxis in Sweden. Acta Paediatr., 65(2): 129-135. https://doi.org/10.1111/j.1651-2227.1976.tb16525.x
- 8.Rodriguez N.I., Hoots W.K. (2010) Advances in hemophilia: experimental aspects and therapy. Hematol. Oncol. Clin. Северная Ам., 24(1): 181-198. doi: 10.1016/j.hoc.2009.11.003
- 9. Manco-Johnson MJ, Abshire TC, Shapiro A.D. et al. (2007) Prophylaxis versus episodic treatment to prevent joint disease in boys with severe hemophilia. N. Engl. J. Med., 357(6): 535-544. doi: 10.1056/NEJMoa067659
- 10. Berntorp E., Astermark J., Björkman S. et al. (2003) Consensus perspectives on prophylactic therapy for haemophilia: summary statement. Haemophilia, 9(Suppl. 1): 1-4. doi: 10.1046/j.1365-2516.9.s1.17.x
- 11. Fischer K., van der Bom JG, Mauser-Bunschoten E.P. et al.(2002) Эффекты предъявления физиологических последствий на долгосрочной обстановке в пациентах с severой hemophilia. Blood, 99(7): 2337-2341. doi: 10.1182/blood.v99.7.2337
- 12. Oldenburg J. (2015) Optimal treatment strategies for hemophilia: achievements and limitations of current prophylactic regimens. Blood, 125(13): 2038-2044. doi: 10.1182/blood-2015-01-528414
- 13. Srivastava A., Santagostino E., Dougall A. et al. (2020) WFH Guidelines for Management of Hemophilia, 3rd ed.
Сведения о авторе:
Вильчевская Екатерина Викторовна — кандидат медицинских наук, заведующий Центром патологии гемостаза Национальной детской специализированной больницы «Охматдет», заведующим центром патологии гемостаза ГУ «Институт неотложной и восстановительной хирургии имени В.К. Гуся НАМН Украины», Киев, Украина. Адрес для корреспонденции: Вильчевская Екатерина Викторовна |
Информация об авторе: Вильчевская Катерина V.— Кандидат медицинских наук, Центр центра hemtasis pathology of the National Children Special Hospital «Ohmatdet», Head of the Centre of hemostasis pathology of the V.K. Gusak Institute of Urgent and Recovery Surgery of NAMS of Ukraine, Kyiv, Ukraine. Address for correspondence: Kateryna Vilchevska |
Поступила в редакцию/Received: 11.01.2021
Принято к печати/Accepted: 27.01.2021 год