Резюме. Приведен обзор результатов исследований эффективности химиопрофилактики рака толстого кишечника
Актуальность
Колоректальный рак (КРР) приводит к высокой заболеваемости и смертности среди населения Европы. Негативные социальные последствия распространенной патологии повлекли за собой поиск действенных профилактических средств, в частности фармакологической направленности.Такой подход открывает новые возможности для практической медицины и предоставляет возможность эффективного и безопасного применения не только в группе с генетической предрасположенностью и уже известными факторами риска в анамнезе, но вообще в популяции. Однако отсутствие доказательной базы мешает внесению химиопрофилактических средств в действующие клинические протоколы.Чтобы доказать эффективность устойчивого подхода к противоопухолевой профилактике в лице группы риска по поводу возникновения КРР, группа исследователей во главе с Николаем Шапеллем (N. Chapelle) из Института заболеваний желудочно-кишечного тракта, г. Квебек1, Канада. Результаты опубликованы в журнале «Gut» (Толстый кишечник).
Методы исследования
Эффективность защитного эффекта от применения препаратов, витаминов, пищевых добавок и ограничений рациона питания оценивали в соответствии с их воздействием на риск развития КРР , повышение риска КРРАцетилсалициловая кислота (АСК)
Результат положительного защитного воздействия АСК в низких дозах (≤325 мг/сут) на частоту возникновения КРР и рака прямой кишки получен в 3 метаанализах (коэффициент риска (RR) составил 0,71—0,78 и 0,6 ,74 соответственно), с преимущественным снижением частоты рака проксимального отдела прямой кишки (RR=0,58, 95% доверительный интервал (ДИ) 0,46–0,74) [2].Однако вопрос эффективной профилактической дозы АСК остается дискуссионными с учетом полученных результатов дозозависимой противоопухолевой активности АСК (RR=0,9–0,8).
Нестероидные противовоспалительные препараты (НПВП)
Эффективность НПВП оценивали по результатам трех метаанализов, в которых зарегистрировали снижение заболеваемости КРР от применения НПВП в течение ≥5 год (RR=0,57–0,74) [3]. Однако достоверность полученных результатов оказалась низкой.
Магния сульфат
При анализе результатов трех метаанализов исследователи обнаружили клинически значимый эффект при условии применения магния сульфата в дозе ≥255 мг/сут (RR=0,78–0,87)[4]. Однако, несмотря на повышение эффективности при увеличении дозы магния сульфата на 50 мг/сут, дозозависимый эффект доказать не удалось (RR=0,88–0,99).
Фолиевая кислота
Позитивный профилактический эффект от применения как фармацевтических препаратов с содержанием фолиевой кислоты, так и пищевых примесей получен в трех метаанализах (RR=0,85–0,88). Наивысшей противоопухолевой эффективностью оказалась от применения комбинации фолиевой кислоты в дозе 0,5–2,5 мг/сут с витаминами или АСК [5].Однако ни в одном из метаанализов не получен убедительный результат снижения частоты КРР от применения фолиевой кислоты.
Молочные продукты
На основании полученных результатов употребления молочных продуктов, преимущественно молока и кисломолочных продуктов, ассоциированное с снижением риска возникновения КРР (RR=0,81–0,97).Однако недостаточная стратификация опытных групп по клиническим характеристикам и разнообразию молочных продуктов обусловили противоречивые выводы относительно профилактической ценности определенного вида молочных изделий, ежедневной профилактической дозы и длительности применения [6].По условиям регулярного потребления кисломолочных продуктов и неферментированного молока исследователи обнаружили снижение риска возникновения рака толстой кишки преимущественно у потребителей мужского пола (соответственно RR=0,82, 95% ДИ 0,74–0,93 и RR=0,79, 95% 0,69-0,93).
Примеси с пищевыми волокнами
Результаты пяти метаанализов свидетельствуют о значительной противоопухолевой эффективности ежедневного употребления примесей с содержанием пищевых волокон (RR=0,57–0,88). Дополнительное употребление цельнозерновых продуктов в количестве 10 г/сут ассоциировано со значительным снижением риска возникновения КРР.Однако оптимальную дозу пищевых волокон и продолжительность их применения выявить не удалось в связи с гетерогенностью результатов исследований.Употребление фруктов и овощей
На основании наблюдений, входивших в метаанализы, исследователи пришли к выводу ассоциации потребления овощей и фруктов и снижению риска возникновения как рака прямой кишки, так и рака толстого кишечника (RR=0,92 и RR=0,91 соответственно). Выявлено снижение риска возникновения КРР при потреблении дополнительной порции овощей и фруктов по 100 г/сут.Значительное снижение риска КРР связано с потреблением овощей семейства бобовых и крестоцветных, в частности капусты (RR=0,76–0,91).
Употребление лука и чеснока
Существует гипотеза относительно противоопухолевого действия чеснока и лука, основанная на способности растений стимулировать клеточный иммунитет благодаря содержанию стероидных гликозидов.Учитывая широкое применение обоих растений в препаратах народной медицины, вопрос об эффективности противоопухолевой активности обоих растений остается дискуссионным и требует дальнейших исследований.
Соя
В результате проведенного анализа исследователи пришли к выводу относительно умеренного снижения риска возникновения КРР при условии обогащения ежедневного рациона соей (RR=0,8–0,92).Однако продолжительность потребления и дозозависимость эффекта остались невыясненными.
Витамины
- Традиционные представления о противоопухолевом эффекте витамина Е благодаря антиоксидантному действию оказались недостоверными. Только один из семи метаанализов когортного исследования свидетельствовал о значительном снижении частоты рака прямой кишки на фоне применения примесей с витамином Е (RR=0,76–0,91).Однако достоверность результатов оказалась низкой.
- Гипотеза противоопухолевого действия витамина С на основании его биологических свойств (как восстановителя и кофермента ряда метаболических процессов) не подтвердила у пациентов с высоким риском возникновения КРР [7]. Исследователи пришли к выводу об отсутствии защитного действия в витамине С.
- Отметим рост частоты опухолевых процессов и повышение смертности у детей вследствие хронического дефицита витамина D. Однако вопрос влияния витамина D самостоятельно и в комбинации с кальцием на частоту возникновения КРР у взрослых остается неисследованным.
- Анализ результатов применения витаминов В2, В3, В6 и В12 оказал противоречивые результаты противоопухолевой активности витаминной группы
Антиоксиданты в комбинации с витаминами и другими компонентами
О значительном защитном эффекте примесей с содержанием антиоксидантов сообщено только в одном из 5 метаанализов, что дало исследователям возможность отметить отсутствие доказанного профилактического эффекта, связанного с замедлением или остановкой нежелательных процессов окисления (RR=0,9 ,86–0,98) [8].Однако с учетом низкой достоверности полученных результатов необходимы дальнейшие исследования.
Кальций и препараты с его содержанием
Применение препаратов кальция связано с повышением заболеваемости КРР в 9 исследованиях. При этом значительное повышение риска возникновения опухоли толстого кишечника ассоциировано с применением кальция>500 мг/сут.Однако последовательный анализ рандомизированных исследований не оказал результатов воздействия от применения препаратов или пищевых примесей, содержащих кальций, на частоту возникновения КРР и на его характеристики (RR=0,76).
Статины
Вопрос относительно безоговорочного противоопухолевого эффекта статинов, опосредованного влиянием препаратов на баланс про- и воспалительных цитокинов, остается противоречивым[9]. В целом противоопухолевый эффект не подтвердил при анализе рандомизированных исследований.Применение примесей с β-каротином
Получены достоверные результаты, свидетельствующие об отсутствии значительного профилактического эффекта от применения β-каротина как самостоятельно, так и в комбинации с АСК, витаминами и/или селеном у пациентов группы высокого риска по поводу возникновения КРР.
Селен
Традиционные представления о противоопухолевых качествах селена не нашли подтверждения в результате трех метаанализов. Кроме того, получены данные умеренной достоверности об отсутствии влияния применения примесей с содержанием селена на частоту возникновения КРР.
Чай и кофе
Общий противоопухолевый эффект чая остался неподтвержденным.В двух из семи метаанализов сообщалось о значительном дозозависимом снижении частоты КРР среди лиц, употреблявших кофе, по сравнению с теми, кто не употреблял (RR=0,83). Наибольший защитный эффект отмечали в слизистой прямой кишки по сравнению с толстой [10]. Однако дальнейшая стратификация исследуемых пациентов за подгруппами не дала достоверных результатов противоопухолевого действия кофе.
Рыба и пищевые добавки с омега-3-полиненасыщенными кислотами
Исследователи выяснили, что любое последовательное употребление рыбы по 100 г/сут ассоциировано со значительным снижением риска возникновения КРР (RR=0,89; 95% ДИ 0,80–0,99).Однако оценка отдельно частоты ректального рака и рака толстой кишки не подтвердила достоверности противоопухолевого действия от ежедневного употребления рыбы и пищевых добавок с омега-3-полиненасыщенными кислотами [11].
Мясо
Результаты большинства исследований свидетельствуют о риске возникновения КРР при потреблении дополнительных 100 г/сут мяса.Потребление красного мяса ассоциировано с ростом на 10–30% риска возникновения КРР. Другим фактором повышенного риска возникновения КРР, рака толстой и прямой кишки отмечено регулярное потребление колбасных изделий. В отличие от мяса животных, потребление мяса птицы не повышало риска возникновения опухолевых изменений в кишечнике. Но достоверность результатов осталась низкой.
Алкоголь
Результаты всех метаанализов свидетельствуют о тесной дозозависимой связи между потреблением алкоголя и повышением риска КРР. Постоянное потребление алкоголя ≥1 дозы/сут ассоциировано с повышением частоты возникновения КРР. Анализ стратифицированных групп свидетельствует о более высоком риске у мужчин.
Выводы
Таким образом, исследователи пришли к выводу, что несмотря на имеющееся несовершенство, главным профилактическим средством снижения заболеваемости и смертности от КРР остается ежегодное фекальное иммуногистохимическое тестирование лиц группы риска.
Список использованной литературы
- 1. Chapelle N., Martel M., Toes-Zoutendijk E. et al.(2020) Recent advances in clinic practice: colorectal cancer chemoprevention in the average-risk population. Gut, 69: 2244–2255.
- 2. Emilsson L., Holme Q., Bretthauer M. et al. (2017) Systematic review with meta-analysis: comparative effectiveness of aspirin vs. screening for colorectal cancer prevention. Aliment. Фармакол. Ther., 45: 193-204. doi:10.1111/apt.13857.
- 3.Томиков Т., Dominigez S., Barrios-Rodriguez R. et al. (2019) Не-аспирин не-steroidal anti-inflammatory drugs в prevention of colorectal cancer в человеке 40 orl: a systematic review and meta-analysis. Cancer Epidemiol., 58: 52-62. doi:10.1016/j.canep.2018.11.002.
- 4. HJ K., Youn CH, Kim H.M. et al.(2014) Dietary magnesium intake and risk of cancer: meta-analysis of epidemiologic studies. Nutr. Cancer., 66: 915–923.
- 5. Wien TN, Pike E., Wisloff T. et al. (2012) Cancer risk with folic acid supplements: systematic review and meta-analysis. BMJ Open, 2: e000653. doi:10.1136/bmjopen-2011-000653.
- 6. Ralston R.A., Truby H., Palermo C.E. et al.(2014) Colorectal cancer and nonfermented milk, solid cheese, and fermented milk consumption: systematic review and meta-analysis of prospective studies. Crit. Rev. Food Sci Nutr., 54: 1167-1179. doi:10.1080/10408398.2011.629353.
- 7. Huxley RR, Ansary-Moghaddam A., Clifton P. et al.(2009) The impact of dietary and lifestyle risk factors on risk of colorectal cancer: a quantitative overview of epidemiological evidence. Int. J. Cancer, 125: 171-180. doi:10.1002/ijc.24343.
- 8. Pais R, Dumitrascu DL (2013) Do antioxidants prevent colorectal cancer? A meta-analysis. Ром. J. Intern. Med., 51: 152–163.
- 9. Bonovas S., Filioussi K., Flirdellis C.S. et al.(2007) Cancer: a meta-analysis of 18 studies involving more than 1.5 million patients. J. Clin. Oncol., 25: 3462-3468. doi:10.1200/JCO.2007.10.8936.
- 10. Akter S., Kashino I., Mizoue T. et al. (2016) Coffee drink and colorectal cancer risk: avaluation based on a systematic review and meta-analysis am of Japanese population. JPN. J. Clin. Oncol., 46: 781-787. doi:10.1093/jjco/hyw059.
- 11. Xf Y., Zou J., Dong J. et al. (2014) Fish consumption and risk of gastrointestinal cancers: meta-analysis of cohort studies. World J. Gastroenterol., 20: 15398–15412.
- 12. https://gut.bmj.com/content/69/12/2244