Резюме. Доказана ассоциация между железодефицитной анемией у женщин на ранних сроках беременности и признаками нейропсихических нарушений у потомков
Актуальность
Железо — один из важнейших элементов, необходимый для внутриутробного развития плода.Количественные характеристики ионов железа влияют на миелинизацию и дальнейшее дендритное ветвление нервных волокон. Кроме того, железо принимает участие в синтезе моноаминов нейромедиаторов, связанных с патогенезом расстройств аутистического спектра (РАС) и синдрома дефицита внимания и гипервозбудимости (СДВГ). Поэтому потребность в железе плода имеет приоритет над потребностями матери.Однако в период беременности у 15–20% женщин лабораторным путем выявляется латентный дефицит железа, а у 15–30% беременных возникают клинико-лабораторные признаки железодефицитной анемии [1].К основным факторам возникновения дефицита железа у беременных кроме повышенного потребления железа фетоплацентарной системой относят компенсаторное увеличение доли эритроцитарной массы в объеме цельной крови женщины.Предыдущие исследования дали результат роста в пять раз частоты рождения детей с тяжелыми когнитивно-поведенческими расстройствами у матерей с выраженной железодефицитной анемией [2]. Вторичный анализ полученных результатов дал дозозависимую связь между показателями гематокрита беременной и индексом интеллектуального развития потомков [3].Однако ассоциация между критическими железодефицитными состояниями матери и частотой возникновения РАС, СДВГ и умственной отсталости (РО) легкой и умеренной тяжести у потомков остается неисследованной. В целях выявления влияния анемии на ранних сроках беременности на дальнейшее нейропсихическое развитие плода группой исследователей во главе с Алиной Вьегерсма (А.А.Wiegersma) из Департамента здравоохранения Каролинского института, г. Стокгольм, Швеция, проведено исследование, ставившее целью выявить причинно-следственную связь между частотой выявления железодефицитной анемии беременных и частотой возникновения нейропсихических нарушений у потомков [4]. Результаты опубликованы в журнале Американской медицинской ассоциации "JAMA Psychiatry" (Психиатрия).
Методы исследования
Текущее ретроспективное исследование является частью большого исследования, исследовавшего частоту возникновения РАС и других нейропсихических нарушений в Швеции (Stockholm Youth Cohort).К когортному рандомизированному исследованию данных были вовлечены 532 232 неадаптивных детей и молодых людей — от 6 до 29 лет, преимущественно мужского пола (51,3%), и 299 768 матерей с выявленной в период беременности анемией. У женщин исследовали уровень гемоглобина в 10; 25 и 37 недель беременности, индекс массы тела и интервал между каждой последующей беременностью.У потомков изучали гестационный возраст при рождении, жизнеспособность по шкале Апгар, клинические характеристики родов. Во избежание искажения результатов под влиянием неблагоприятных генетических факторов проведен анализ частоты возникновения нейропсихических расстройств у сиблингов.
Результаты исследования
В результате анализа получены такие количественные данные оценки ассоциации возникновения нейропсихических расстройств у потомков и ранней анемии беременных у женщин с ранней анемией ≤30 недель и поздней анемией>30 недель беременности. У женщин третьей группы течение беременности было без осложнений.
- В целом вероятность выявления нейропсихических пороков у детей оказалась выше у женщин с анемией, установленной на сроке беременности ≤30 недель по сравнению с матерями, которым установлен диагноз анемии в сроке беременности>30 недель.
- В группе ранней анемии диагноз РАС установлен 4,9% потомкам, СДВГ — 9,3% потомкам и РВ — 3,1% детей.Соответственно в группе поздней анемии РАС выявлено у 3,8%, СДВГ – у 7,2%, РО – у 1,1% потомков. В третьей группе РАС обнаружен у 3,5% детей, СДВГ – у 7,1%, РО – у 1,3% потомков.
- Согласно стратификации по социоэкономическим, материнским и связанным с течением беременности клиническим характеристикам женщин, анемия беременных в первые 30 недель беременности была достоверно ассоциирована с повышением риска возникновения
- РАС (OR (соотношение шансов) 1,44; 95% доверительный интервал (ДИ) 1,13–1,84);
- СДВУ (OR 1,37; 95% ДИ 1,14–1,64);
- умственной отсталости (OR 2,2; 95% ДИ 1,61–3,01).
- Тесная связь анемии и нейропсихических нарушений подтверждена при сравнении между сиблингами.
- При сравнении результатов диагностически родственных групп среди всех нарушений у детей чаще всего выявлялись расстройства аутистического спектра (OR 2,25; 95% ДИ 1,24–4,11) и умственные отклонения (OR 2,59; 95% ДИ 1 ,08–6,22).
- Достоверно доказана ассоциация РО без признаков РАС и анемии беременных на ранних сроках (OR 2,72; 95% ДИ 1,84–4,01).
Выводы
Таким образом, учитывая принципиальное значение ионов железа для нормального формирования нервной системы ребенка, исследователи отмечают важность раннего выявления железодефицита у беременных путем проведения скрининга дефицита железа и консультирования женщины по поводу питания в период беременности.
- Gernand A.D., Schulze K.J., Stewart C.P. et al. (2016) Micronutrient deficiencies in pregnancy worldwide: health effects and prevention. Nat. Rev. Endocrinol., 12(5): 274-289. doi:1038/nrendo.2016.37.
- Georgieff M.K. (2011) Long-term brain and behavioral consequences of early iron deficiency. Nutr. Rev., 69(Suppl. 1): S43-S48. doi:1111/j.1753-4887.2011.00432.x.
- Emsley ¦R., Liu H. (2018) PARAMED: Stata module для исполнения соответствующих средств массовой информации, используя parametric regression models. May 27 (https://econpapers.repec.org/software/bocbocode/s457581.htm).
- Wiegersma A.M., Dalman, Lee B.K. et al. (2019) Association of Prenatal Maternal Anemia With Neurodevelopmental Disorders. JAMA Psychiatry, 76(12): 1294-1304. doi:10.1001/jamapsychiatry.2019.2309
(https://jamanetwork.com/journals/jamapsychiatry/fullarticle/2751260).
Ю.В. Жарикова
Редакция «Украинского медицинского журнала»