Резюме. Результаты нового исследования продемонстрировали потенциальную возможность применения кетамина в лечении посттравматического стрессового расстройства.
Впервые в рамках нового исследования группа ученых во главе с доктором медицины Адрианой Федер (Adriana Feder) из Школы медицины горы Синай (Mount Sinai School of Medicine), входящей в состав Нью-Йоркского университета, получила доказательства эффективности внутривенных средств. , применяемого для общей анестезии,— в лечении хронического посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Интересно, что ученые, работающие в этом же учебном заведении, ранее уже предоставляли данные об антидепрессантном эффекте кетамина при его внутривенном и интраназальном (в форме спрея) введении.
В новой работе внутривенное введение кетамина в дозе 0,5 мг/кг массы тела было ассоциировано с быстрой редукцией симптомов ПТСР по сравнению с активным контролем— мидазолама. Как отмечает глава исследовательской группы, эти результаты могут помочь в разработке новых подходов в лечении ПТСР— распространенного психического расстройства, часто отмечаемого у лиц, переживших травматическое событие, угрожающее психической или физической целостности или действий, пережившие природную или техногенную катастрофу, смерть близкого человека и др.).А. Федер подчеркивает, что в целом результаты исследований по изучению эффективности различных препаратов при ПТСР позволяют прийти к выводу о важной роли глутамата в отношении системного ответа на стрессы, образовании травматических воспоминаний и патофизиологии ПТСР. Кетамин как раз является антагонистом NMDA (N-methyl-D-aspartate) глутаматных рецепторов, обладающим выраженным анестезирующим эффектом при дозе ≥2 мг/кг массы тела. Этот анестетик, как отмечают исследователи, безопаснее других, так как сохраняет дыхательные рефлексы.
В новом исследовании ученые проанализировали данные 41 пациента с ПТСР в возрасте 18–55 лет, которые набрали ≥50 баллов по клинической шкале ПТСР (Clinician-Administered PTSD Scale).
Для оценки симптомов после внутривенной инфузии кетамина или мидазолама использовали шкалу воздействия событий (Event Scale-Revised), для вторичных конечных точек— шкалу оценки депрессии Монтгомери-Асберга. Inventory of Depressive Symptomatology, Self Report), клиническую шкалу тяжести заболевания и улучшений (Clinical Global Impression— Severity and— Improvement). Оценку состояния по первой шкале проводили через 24ч после инфузии, по остальным шкалам — через 24; 48; 72 ч и на 7-е сутки после введения препарата.Согласно результатам прием кетамина ассоциирован с достоверно меньшим количеством набранных баллов по шкале влияния событий по сравнению с мидазоламом (средняя разница 12,7 балла; 95% доверительный интервал 2,5–22,8).
Исследование имело кроссоверный дизайн, то есть пациентам из группы кетамина через 2 недели провели инфузию мидазолама и наоборот. При этом большая редукция симптомов ПТСР после введения кетамина была достоверной как в первый, так и кроссоверный период.Кроме того, введение кетамина также было связано с достоверно большей действенностью в отношении коморбидной депрессии, что подтверждают результаты прошедших работ этой исследовательской группы.
В будущих работах, по мнению авторов, необходимо изучить влияние инфузии кетамина на симптомы ПТСР, однократного введения для профилактики этих симптомов у хирургических пациентов с травмирующим событием в анамнезе. Также ученые добавляют, что остается до конца не изученным вопрос механизма действия этого препарата в контексте ПТСР и его безопасности.
- Cassels C.(2014) Ketamine: новый потенциальный rapid PTSD treatment. Medscape, 17 April (http://www.medscape.com/viewarticle/823760).
- Feder A., Parides M.K., Murough J.W. et al. (2014) Эффективность вредоносного кетамина для лечения хронического поtraumatic stress disorder: randomized cliical trial. JAMA Psychiatry, 16 April [Еpub ahead of print].
Виталий Безшейко