Резюме. С учетом генетической предрасположенности и образа жизни
Артериальная гипертензия остается одним из основных факторов риска сердечно-сосудистой заболеваемости и смертности во всем мире.Увеличение количества доказательств свидетельствует о потенциальных преимуществах лечения гипертонии с целью достижения артериального давления (АД), максимально приближающегося к нормотензивному диапазону.По мере того, как клиническая практика продвигается к указанной цели поддержания идеального уровня АД, в настоящее время также усиливается акцент на первичную профилактику и выявление лиц, подверженных риску развития артериальной гипертензии.
И хотя достоверно известно, что большинство случаев первичной артериальной гипертензии являются результатом воздействия окружающей среды в совокупности с унаследованной предрасположенностью, в какой степени генетические факторы и образ жизни, а также их взаимодействие определяют риск развития данной патологии, остается неясным.Учитывая, что гипертония является гетерогенной болезнью, вполне возможно, что ее менее распространенные формы, которые имеют тенденцию проявляться ранее в жизни, в основном генетически детерминированы, тогда как более общие формы, проявляющиеся позже, в большей мере обусловлены факторами окружающей среды и образом жизни.
Общепринято, что артериальная гипертензия предполагает существенный риск развития сердечно-сосудистых осложнений вне зависимости от возраста человека. Хотя раннее начало гипертонии более вероятно связано с повышенным риском неблагоприятных исходов.Исходя из этого, группа американских специалистов провела изучение в рамках семейного Фремингемского исследования сердца (Framingham Heart Study— FHS) для оценки степени, в которой раннее начало или поздняя артериальная гипертензия представляют собой признак, унаследованный от родителей, и, в свою очередь. , для того, чтобы оценить долгосрочные риски, связанные с развитием данных видов артериальной гипертензии на протяжении всей жизни. Результаты работы опубликованы 12 мая 2017 г. в «British Medical Journal» («Британский медицинский журнал»).
Для этого исследования авторы использовали объективно достоверные измерения АД, собранные на основе серии испытаний, в которых участвовали два поколения пациентов, вовлеченных в FHS, в течение шести десятилетий, наряду с параллельными данными эпиднадзора по исходам болезни. Уточняется, что исходная когорта исследования FHS включала 5209 лиц случайной выборки из взрослого населения Фремингема, штат Массачусетс, которое принимало участие в двухгодичных обследованиях, начиная с 1948 г. повторно обследована через 8 лет после первичного осмотра в 1971 г., а затем примерно каждые 4 года после этого.При каждом цикле исследования участники обоих когорт предоставляли историю болезни, включая информацию о применении лекарственных средств, а также проходили физический осмотр и лабораторную диагностику сердечно-сосудистых факторов риска. Для пациентов в обоих когортах с учетом наличия данных АД, собранных при многократном серийном обследовании, артериальная гипертензия была определена как показатель АД ≥140/90 мм рт. ст. или как использование антигипертензивных препаратов на двух или более последовательных осмотрах.
Оценка ранней артериальной гипертензии была основана на всех доступных определениях АД, выполненных при серийных обследованиях, в которых участвовали представители исходной когорты с 1948 по 2005 г. и пациенты из когорты потомства 8 в сравнении с поздней гипертонией у родителей на риск развития артериальной гипертензии у их потомков, исследователи сконцентрировали анализ на участников, у которых оба родителя были в исходной когорте (2470 человек).Из этой выборки было исключено потомство с гипертонией на исходном уровне (461 участник), которые не посещали дальнейшие обследования (159 человек) или не имели ковариат (44 пациента). Авторы также исключили потомство в том случае, если возраст родителей при начале гипертонии не смог быть достоверно определен— например, если у одного или обоих родителей в возрасте ≥55 лет установлен диагноз артериальной гипертензии при обследовании (130 участников) родителя не проходили любые последующие осмотры (41 человек). Таким образом, окончательная выборка для этого анализа составляла 1635 участников.
В результате у участников второго поколения, у которых один или оба родителя имели позднюю артериальную гипертензию, не повышался риск развития гипертонии по сравнению с родителями без установленной артериальной гипертензии. Напротив, коэффициенты риска развития гипертонии составили 2,0 (1,2–3,5; 95% доверительный интервал для всех) и 3,5 (1,9–6,1) у пациентов с одним и обоими родителями с ранней артериальной гипертензией соответственно, при этом за период наблюдения у первого поколения произошла 1151 сердечно-сосудистая смерть (включая 630 коронарных летальных исходов).
Более того, вероятность сердечно-сосудистой смерти повышалась линейно с уменьшением возраста начала гипертонии. По сравнению с участниками без установленной артериальной гипертензии начало гипертонии в возрасте <45 лет дало коэффициент риска 2,2 (1,8–2,7) для сердечно-сосудистой смерти и 2,3 (1,8–2,9)— для коронарной смерти, тогда как дебют артериальной гипертензии в возрасте ≥65 лет обусловил более низкий коэффициент риска: 1,5 (1,2–1,9) — для сердечно-сосудистой смерти и 1,4 (0,98–1,9) - для коронарной. Согласно выводам авторов, результаты данного исследования показывают, что ранняя, но не поздняя артериальная гипертензия у родителей является весомым фактором риска развития артериальной гипертензии у потомства и сердечно-сосудистой смерти у пациентов с артериальной гипертензией. В то время как текущая клиническая практика включает в себя сбор данных семейного анамнеза только о наличии или отсутствии артериальной гипертензии у родителей, полученные результаты свидетельствуют о необходимости определения возраста начала артериальной гипертензии у родителей с ассоциированными состояниями.Учитывая повышенный риск развития артериальной гипертензии у лиц, чьи родители имели раннее начало гипертонии, вероятно, ранний контроль АД через регулярные промежутки времени, а также консультации по вопросам образа жизни можно считать рациональным подходом. Для людей с уже установленной гипертонией с ранним началом приведенные данные свидетельствуют, что риск развития сердечно-сосудистых осложнений выше, чем у лиц с поздней артериальной гипертензией.
Также данные результаты подчеркивают необходимость надлежащего ведения пациентов в этих группах риска и, возможно, более целенаправленного антигипертензивного лечения. Необходимы дальнейшие исследования, чтобы определить, можно ли использовать возраст начала гипертонии для оценки риска сердечно-сосудистых заболеваний с большей точностью. Дополнительная работа также требуется для оценки того, в какой степени конкретные вмешательства могут быть оправданы для предупреждения возникновения патологии или ведения пациентов с ранним началом или поздней артериальной гипертензией.- Niiranen T.J., McCabe E.L., Larson M.G. et al. (2017) Heritability and risks asociated with early onset hypertension: multigenerational, prospective analysis in the Framingham Heart Study. BMJ, 357: j1949.
Олег Мартышин