Резюме. Приведены результаты исследования изучения влияния оланзапина на частоту возникновения тошноты и рвоты после химиотерапии
Актуальность
Базовые цитостатические препараты, применяемые при ряде онкологических заболеваний, имеют широкий спектр токсических реакций, одним из серьезных проявлений которых является эметогенный эффект, который встречается в 70–80% случаев последствий химиотерапии. Подобные осложнения отмечают и при лучевой терапии, особенно при захвате верхних регионов абдоминального участка или при краниоспинальном облучении. И несмотря на успехи антиэметогенных исследований, тошнота и рвота (как побочные эффекты химиотерапии) остаются до сих пор актуальной проблемой мировой медицины.
Доступные схемы антирвотной терапии не справляются со своей первоочередной задачей, и пациенты со злокачественными новообразованиями часто испытывают изнурительную тошноту и рвоту до, во время и после химиотерапии и в период паллиативного ухода. Результаты исследований качества жизни пациентов онкологического профиля свидетельствуют о том, что большинство из них считают эметогенные эффекты основными среди нежелательных последствий терапии. Поэтому очень актуально решение этой проблемы. Одним из таких научных прорывов является использование оланзапина как дополнительного препарата к стандартной схеме противорвотной терапии.
Методы исследования
Проведено рандомизированное двойное слепое плацебо-контролируемое исследование ІІІ фазы J-FORCE, включавшее 710 пациентов из 26 госпиталей Японии. Основными критериями включения были пациенты со злокачественными новообразованиями (исключали лиц с гемопоэтическими заболеваниями), которые получали первую линию терапии цисплатином (≥50 мг/м2поверхности тела), возрастом 20–75 лет со статусом Восточной кооперативной онколог группы (Eastern Cooperative Oncology Group) 0–2.
Пациенты были рандомизированы на две группы (1:1): в основной группе получали пероральный оланзапин в дозе 5 мг, в контрольной группе — плацебо в течение 4 дней в дополнение к стандартной противорвотной терапии: апрепитант, палоносетрон и дексаметазон (стандартная схема лечения при высокоэметогенной химиотерапии).
Первичной конечной точкой был полный ответ на терапию, признанный как отсутствие рвоты и применение других лекарственных средств в фазе отсроченных последствий (24–120 часов).
Цель исследования — оценка эффективности оланзапина в дозе 5 мг в сочетании со стандартной противорвотной схемой лечения для профилактики тошноты и рвоты после курса химиотерапии цисплатином.
Результаты
- Согласно результатам исследования, у 95% пациентов, применявших оланзапин (основная группа), не было тошноты или рвоты в течение первых 24 ч после химиотерапии по сравнению с 89% пациентов, получавших плацебо (р=0,0021). /li>
- В более поздний период (24–120 ч после инициации оланзапина) у 79% пациентов основной группы и 66% пациентов плацебо-группы не было тошноты или рвоты.
- Доля больных, которые имели выраженную дневную сонливость, была аналогичной в обеих группах. Исследователи отмечают, что снижение частоты дневной сонливости может быть связано с тем, что оланзапин применялся вечером, в связи с чем пиковые концентрации препарата в крови возникали во время сна пациентов.
- Необходимо отметить, что в исследовании J-FORCE не производилось прямое сравнение оланзапина в дозе 5 и 10 мг. Авторы использовали данные другого исследования, чтобы провести параллель между эффективностью препарата в разных дозах. В одном исследовании апрепитант был заменен на оланзапин 10 мг в тройной противорвотной схеме терапии. Такая терапия была ассоциирована с 97% ответом, полный ответ в исследовании на 5 мг оланзапина составил 95%.
Вывод
Результаты исследования J-FORCE могут изменить клинические рекомендации Американского общества медицинской онкологии (American Society of Clinical Oncology - ASCO), Национальной общей онкологической сети (National Comprehensive Cancer Network - NCCN) и Международной ассоциации специалистов в области симптоматической терапии злокачественных Association of Supportive Care in Cancer (MASCC). Так, оланзапин в дозе 5 мг в сочетании со стандартной терапевтической схемой (апрепитант, палоносетрон и дексаметазон) может стать новой стандартной противорвотной схемой лечения для пациентов, проходящих химиотерапию на основе цисплатина.- HashimotoH., AbeM., Tokuyama O. et al. (2019) Olanzapine 5 mg plus standard antiemetic therapy для предотвращения химической индуцированной невменяемости и вредительства (J-FORCE): в multicentre, randomised, double-blind, placebo-controlled, phase 3 trial. Lancet Oncol., Dec. 11 (https://doi.org/10.1016/S1470-2045(19)30678-3).
Анна Хиц